Чтение ради галочки —

главный самообман умных людей.

Меня безумно радует тот факт, что в мире тиктоков и рилсов всё больше людей интересуются чтением книг.

Мой дорогой читатель, я хочу сказать тебе, что ты — большой молодец, раз вообще читаешь книги. У тебя любознательный ум, и ты хочешь лучше понимать окружающий мир.

Но, думаю, ты оказался здесь потому, что хочешь читать эффективнее.
Вспомни:

⮕ Сколько раз ты брал в руки многообещающую книгу с интересным заголовком, а получал вместо качественной информации
мешанину сомнительных идей, повторов и откровенного капитанства?

⮕ Или, например, в свободный вечер садился посмотреть какой-то интересный доклад с конференции, но понимал, что их десятки, и
непонятно, на какой стоит потратить своё драгоценное время?

⮕ Я уж молчу про статьи, которые напоминают бабочек-однодневок:
прочитал — и забыл.

⮕ Возможно, ты даже пробовал писать конспекты по прочитанному. Ты старательно выписывал классные идеи и сохранял их в какую-то базу знаний: блокнот, заметочник — не важно. Вот только эти конспекты покрывались слоем пыли, а в жизни ничего не менялось.
Если узнал себя — это не повод переживать. Такая ситуация вполне нормальна. Всю жизнь нас учили интерпретировать символы, написанные на бумаге, и называли это чтением.

Но никто не учил нас читать осмысленно.

Осмысленно это как?

Осмысленно — это когда ты прочитал книгу или статью и вынес чёткие, применимые в жизни инсайты.


Или посмотрел доклад/подкаст и забрал себе пару ключевых идей.


Чтение становится осмысленным, когда полученная информация

что-то меняет в жизни читателя.

Я долго шёл к тому, чтобы собрать свою систему чтения.
Мне хотелось не читать для «галочки» и счётчика прочитанных книг, а улучшать свою жизнь через чтение.

И в итоге у меня получилось разработать процесс — без насилия над собой, бессмысленного конспектирования и чтения «воды».

В этой статье я покажу, как устроена моя система, и дам 3 техники, которые ты сможешь попробовать прямо сейчас. (ОФФЕР четче сформулировать)
Эта статья для тебя, если:
  • Ты читаешь и чувствуешь, что пользы меньше,
    чем хотелось бы;
  • Начинаешь книгу с энтузиазмом, но на середине
    становится скучно и хочется бросить;
  • Всё чаще ловишь себя на мысли: «Я это уже где-то видел»;
  • Хочешь смотреть доклады, читать статьи, но
    не знаешь, с чего начать, чтобы не тратить время зря;
  • Устал от ощущения, что учишься, но не продвигаешься.
Дальше в статье мы поговорим о том, как читать и учиться так,
чтобы изученное оставалось в голове и в жизни, а не просто
выжирало время и мозг.

Почему «читать больше» —

худший совет для взрослых?

Давайте вспомним, как нас учили читать в школе.

Нужно было взять книгу и прочитать её “от корки до корки”.
В процессе обязательно нужно было написать конспект: кратко перенести описанные идеи куда-то в тетрадку.
Процесс звучит логично: прочитал, записал и запомнил.
Только в реальной жизни он не работает. В итоге процесс превращается в перенос текста с книжного листа в тетрадку, минуя мозги читающего.

Такой подход является следствием системы образования, которая поощряет знание фактов, а не их понимание и умение применять на практике. Но взрослому человеку просто знать много фактов обычно бесполезно. Большой объём энциклопедических знаний не делает человека «умным» или «образованным» – он делает его эрудированным, не более того.
Так вот, если раньше мы читали книги, чтобы запомнить и потом ответить учителю на уроке или профессору на экзамене, то теперь отвечать ни перед кем не нужно. Поэтому и мотивации запоминать прочитанное нет.
Старый подход и раньше не очень-то хорошо работал, а теперь даже вредит.

Вишенкой на торте является убеждение типа «если человек много читает, значит, он умный», которое нам активно прививают с детства. Доля правды в нём, безусловно, есть.

Но чаще следование этому убеждению приводит к бездумному чтению ради количества. В лучшем случае это приносит удовольствие, но в худшем превращается в пустую трату времени и сил.

Давайте подумаем, зачем взрослому человеку читать книги?

Вряд ли он хочет «всё знать» или «блистать эрудицией» (хотя и такие встречаются).


Гораздо вероятнее, что человек хочет решить какую-то свою проблему или найти ответ на интересующий его вопрос.


И его задача – вытащить нужную идею и встроить её в свою жизнь.

А этому нас не учили...

Приведу некоторые распространённые ошибки:
Гонка за количеством: «нужно читать больше, чтобы быть умным», «я читаю по 50-100-300 книг в год»;

✸ Бесполезные конспекты или обзоры с пересказом содержания: «прочитаю, перескажу своими словами и запомню»;

Пометки в книге без понимания, что с ними делать: «выделю всё самое важное, так лучше запомнится»;

Приравнивание чтения к обучению: «мне нужно чему-то научиться, прочитаю-ка я книжку по этой теме».

Как я превратил чтение из самообмана в рабочий инструмент?

Привет! Меня зовут Никита Ульшин.
Я программист и тимлид в бигтехе, более 10 лет в IT.
Я начинал свою карьеру в качестве разработчика в небольшом аутсорсе, но довольно быстро вырос и перешёл в роль тимлида.

Параллельно я трижды пытался (неудачно) запустить свой стартап.

И на каждой из этих ролей мне приходилось многому учиться.

А учился я всегда по книгам.
Я научился читать, когда мне ещё не было и 5 лет.
Книга стала моим верным спутником по жизни и одним из любимых способов провести время.

Сначала я перечитал всё интересное дома, а потом задолбал всех библиотекарей на районе в поисках чего-то новенького.

Типичный обед юного меня выглядел примерно так
Во взрослом возрасте я открыл для себя нон-фикшн — и понеслось.
Я читал десятки книг в год про управление, психологию, бизнес, мышление.

Но в какой-то момент я поймал странное ощущение.

Вроде бы читаю много, выделяю всё интересное карандашом и даже перечитываю свои заметки, но толку с этого очень мало!

Книги, которые действительно вызвали изменения, можно было пересчитать по пальцам одной руки ☹
Это осознание сломало мой процесс чтения, и он перестал приносить мне удовольствие.

Если раньше целью чтения было само чтение, увеличение счётчика прочитанных книг и выделения карандашом, то теперь на этом месте образовалась дыра.

Более того, я стал замечать, что многие книги читать откровенно скучно — в них либо переваривались уже известные мне мысли, либо одну идею приходилось выковыривать из десятков страниц воды.
Тогда я понял, что надо менять свой подход к чтению.
И начал экспериментировать.
Я пробовал писать конспекты, но забивал на них уже через пару дней и никогда не возвращался.

Пробовал писать обзоры книг и даже подробные пересказы их содержания по памяти, но это только приводило к раздражению и лишней усталости.

Пару месяцев экспериментировал со скорочтением и понял, что это маркетинговый буллшит.

В какой-то момент

я признал неприятный факт:

Я не умею читать!

Я умею интерпретировать символы, написанные на бумаге, в осмысленные предложения, но обучаться через чтение я не умею.

Всё это время я продолжал использовать школьную модель чтения, где основной задачей было запомнить информацию и пересказать её кому-то в первозданном виде, а затем успешно забыть.
Но пересказывать было некому, поэтому я пропускал этот этап и практически сразу забывал прочитанное.
Читать я по-прежнему любил, поэтому начал искать способы что-то изменить.
Сначала:

Я прочитал пару книг по чтению, но особого результата не получил. Получил только красивые идеи, которые непонятно как применять на практике.
Этап 2:

Тогда мне и попался на глаза курс по чтению
Рустама Агамалиева, описание которого чётко попадало в мою боль. Недолго думая, я купил его и ни капли не пожалел.

Именно там я понял, что чтение — это только начало работы, маленькая часть огромной системы самообучения.

Настоящая работа происходит не в процессе чтения книги, а вне его: когда я формулирую запрос, вытаскиваю и обдумываю идеи, а затем ищу пути их встраивания в свою жизнь.

Новый подход требовал не просто читать по-другому —
он требовал изменить всю инфраструктуру действий
и убеждений вокруг чтения.

Долгое время я учился применять эти техники. Что-то прижилось как есть, но многое пришлось перестроить и доработать под себя.

В итоге:

Я активно адаптировал новые инструменты под свои задачи:
Поначалу было сложно освоить инструменты и докрутить их под себя.

Со временем это мне удалось, но открылась другая проблема — инструменты не собирались в одну целую картину. Было ощущение, что я делаю всё обрывочно.

Всё изменилось, когда я адаптировал технику Jobs To Be Done к своему процессу чтения. Я начал думать в системе работ, которые пытаюсь закрывать через чтение.

Тогда-то и оказалось, что и чтение — не серебряная пуля. Решать свои задачи можно и по-другому. В этот момент моё чтение стало по-настоящему осознанным.
В конечном счёте я пришёл к личному набору инструментов и пониманию того, как выстраивать систему чтения под себя.
Не скрою, мой путь был тернист. Но результат стоил того:
✔ Я перестал читать книги от корки до корки и ощущать чувство вины за то, что не дочитываю их;

✔ Стал более осознанно подходить к выбору книг и других материалов;

✔ Начал вытаскивать действительно полезные мне идеи и применять их в жизни;

Вернул ощущение смысла и снова начал получать радость от чтения.

Большим плюсом для меня стала широкая область применимости инструментов. Они помогали мне работать не только с книгами:

с их помощью я прорабатывал доклады, подкасты, статьи и вообще любой умный контент (вплоть до постов в Телеграме)!

Эти инструменты легко начать использовать, но трудно стать мастером в их применении.


Это не волшебство, а просто ДРУГОЙ СПОСОБ ЧИТАТЬ И УЧИТЬСЯ.


Давайте рассмотрим несколько примеров.

Осмысленное чтение:

3 шага, которые превращают инфу в инсайты

Шаг 1. Знай, зачем читаешь и двигайся

к этому напрямую

Как большинство из нас выбирает материалы для чтения?


  • Материал был в какой-то готовой подборке;
  • Порекомендовали друг / коллега / руководитель;
  • Материал упомянул блогер или докладчик на конференции;
  • «Книгу советовали, тема важная».

Что объединяет все эти способы?

Ни в одном из них нет ответа на вопрос: «Зачем мне это читать?»


Если у чтения нет цели, мозг уходит в энергосберегающий режим и просто поглощает текст без осмысления.


А если цель ясна — ты имеешь полное право читать так, как тебе удобно, а не как учили в школе.


Да, МОЖНО пролистывать ненужное.

МОЖНО начинать с середины.

МОЖНО пропускать страницы, пока не доберёшься до того,

что отвечает на твой запрос.

МОЖНО прочитать всего одну страницу из 500-страничной книги, если она решает твою задачу.


Это не «неправильное чтение» — это взрослый

и осмысленный способ учиться.

📌 Упражнение:
1. Возьми любое видео с конференции или статью и
ответь себе на 3 вопроса:

  • Что я уже знаю по теме?
  • Что хочу узнать / найти?
  • Зачем мне эта информация? Куда я могу её применить?
2. Открой оглавление и выбери 1–3 раздела,
которые ближе всего к твоей цели.

3. Пролистывай ненужное без чувства вины.
Выцепляй только то, что помогает ответить на твой вопрос.

4. Если чего-то не хватило — вернись к другим главам только ради контекста.

5. После спроси себя:
  • Нашёл ли я ответ на свой запрос быстрее?
  • Как изменилось моё отношение к чтению?
Читать всё подряд — это привычка из школьного прошлого.
Когда у тебя есть цель, ты можешь двигаться к ней кратчайшим путём и получать ценность быстрее, чем 90% читающих вокруг.

Шаг 2. Фиксируй не факты, а инсайты

Записывать всё подряд не имеет смысла.

Да и простой перенос слов автора на бумагу тоже ничего не даст.


Когда я вспоминал книги, которые действительно что-то изменили в моей жизни, то понял их главное отличие.

Они «разрывали мне мозг» какими-то инсайтами.

Прочитанная идея вызывала желание отбросить книгу и пойти срочно кому-то о ней рассказать.


Конечно, такие яркие инсайты невозможно получать из каждой книги. Однако можно научиться извлекать небольшие, но ценные инсайты из любого материала. Именно они становятся драйверами изменений в жизни.


Инсайт от идеи отличается, в первую очередь, личной важностью для читателя. Если что-то в материале вызвало бурные эмоции — это показатель важности этой идеи для тебя. Именно такие идеи легче всего встроить в свою жизнь.

📌 Упражнение:
Возьми любое видео с конференции или статью.
В процессе работы над материалом наблюдай за своими ощущениями.
Если какая-то мысль «зацепила», остановись и сделай следующее:

  1. Выпиши саму идею.
  2. Ответь на вопрос: «Что меня заинтересовало в этой идее? Чем она меня зацепила?»
На вопрос можно ответить коротко, но с достаточным контекстом — он пригодится, когда ты вернёшься к своим заметкам.
Сохрани заметки для следующего упражнения.

После окончания работы с материалом пересмотри свои записи. Сравни ощущения после этой практики с обычной работой над материалом.

Шаг 3. Переноси идеи в свой контекст

Теперь мы перешли к самому важному шагу.

Мало получить новую информацию — её нужно «переварить», сделать своей, встроить в жизнь. Идея может стать источником нового поведения. Но для этого ей нужно сознательно найти место в своей системе координат.


Идею нужно обогатить личным контекстом и областью применения. Тогда она станет «своей». Проще всего это сделать с помощью письменной рефлексии.

📌 Упражнение:
Возьми свои идеи из предыдущего упражнения. Ответь на вопросы:

  • Почему эта идея показалась мне важной?
  • Что в прошлом я бы сделал(-а) иначе, если бы знал эту идею?
  • Где я могу применить эту идею прямо сейчас?
  • Где, в каких гипотетических ситуациях в будущем можно применить эту идею?
! Важно: на эти вопросы невозможно ответить «правильно» или «неправильно». На них можно только либо ответить, либо не ответить.

Если хочется изменить формулировки или добавить дополнительные вопросы – смело это делай. Главное – чтобы вопросы призывали связать идею с личным опытом и взглядом на мир.

Не обязательно расписывать всё в красках и деталях — это не школьное сочинение. Пиши столько, сколько покажется комфортным.

Эти упражнения очень простые. Но в этом и заключается их сила.

Они помогают перестать перегружать себя бессмысленным чтением

и писать конспекты ради конспектов.

Основная задача этих упражнений — сместить фокус внимания читателя. Они направлены на то, чтобы получать идеи, которые можно реально применить в своей жизни.


Всего одна идея, понятная вовремя, может изменить жизнь сильнее, чем книга на 500 страниц!

Как встроить новые подходы к чтению

БЕЗ надрыва и потери фокуса?

Если в статье выше ты узнал свои проблемы, а приведённые упражнения понравились и оказались полезны – отлично.


Значит, у тебя изменился взгляд на задачу чтения и появились новые инструменты для решения своих задач.

Но для реальных изменений в жизни одного понимания мало.

Важно не просто “узнать новый подход”, а встроить его в свою практику.


Один из способов – посмотреть на реальном примере, как это можно применять для решения задач.


Поэтому я собрал ПРАКТИКУМ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ, который даёт не теоретические знания, а опыт.

В нём мы на примере реального доклада и статьи вместе разберём весь процесс работы с материалом:
✸ Как я формулирую цель и отсекаю 70% ненужного ещё до начала чтения или просмотра;

✸ На что смотрю в процессе, чтобы находить именно то, что даст прирост в проекте или команде;

✸ Как фиксирую инсайты так, чтобы они не терялись в заметках, а превращались в работающие решения;

Что делаю с идеями, чтобы они дошли до внедрения, а не остались на полке.
Что будет в практикуме?
  • 2 живых разбора статьи и технического доклада в видео формате;
  • Разбор, как отфильтровываю 70% лишнего до чтения и почему;
  • Алгоритм с чего начинаю работу с материалом и на что смотрю в процессе работы;
  • Обзор, как веду заметки в Obsidian и что делаю с выводами после работы над материалом;

✳︎ Плюс дам 2 дополнительных инструмента, которые не описаны в этой статье:


+ ChatGPT агент, чтобы проверять свои выводы, находить дополнительные точки роста и ускорять внедрение;


+ Шаблоны для ведения заметок в Obsidian, чтобы качественно работать с информацией и внедрять ее в свою жизнь;

Это живая демонстрация моего рабочего процесса, которую ты сможешь повторить один в один.

Ты поймёшь, как можно применять описанные в статье инструменты, чтобы забирать себе всё самое вкусное и полезное из материалов.


А дальше сможешь применить этот подход к любому контенту – будь то книга, статья, доклад или подкаст.



Стоимость участия –

2000₽


Это как купить еще пару хороших книг,
но получить из них годовой план прокачки.

Какие гарантии?

Если тебе по любым причинам не понравится продукт — даю тебе гарантию 100% возврата денег!


Для этого напиши мне всего одно сообщение в телеграм @NikitaUlshin, и я оформлю возврат без вопросов.

Made on
Tilda